Сегодня пятница, 10.04.2020: публикаций: 3334
Интервью, мнения. Опубликовано 09.07.2019 01:56  Просмотров всего: 1412; сегодня: 3.

Интервью информационного агентства «ТАСС» с главой ПФР Дроздовым

Интервью информационного агентства «ТАСС» с главой ПФР Дроздовым

Пенсионный фонд активно внедряет в свою работу цифровые технологии, которые облегчают жизнь гражданам и позволяют решать те или иные вопросы, не выходя из дома. О том, какие услуги ПФР можно получить дистанционно, как изменится начисление пенсии с помощью искусственного интеллекта, как получить скидку в магазинах пенсионерам и гражданам предпенсионного возраста, в интервью информационному агентству «ТАСС» рассказал глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

- Антон Викторович, Пенсионный фонд в последние годы активно внедряет в свою работу цифровые сервисы. Расскажите о них подробнее.

- В настоящее время в рамках программы "Цифровая экономика" разработаны прототипы так называемых суперсервисов — это глобальные сервисы, которые связаны с различными жизненными ситуациями человека. Например, это рождение ребенка, получение статуса инвалида, выход на пенсию и так далее. В этих случаях гражданин получает сразу весь комплекс услуг, которые предоставляются всеми уровнями власти. То есть не нужно ходить в разные организации, а нужно зайти на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), и там сразу будет представлена вся информация.

Кроме того, благодаря современным технологиям мы активно переходим от заявительного порядка предоставления услуг к проактивному. Сейчас мы реализуем это при беззаявительном назначении разного рода доплат к пенсии, например федеральной социальной доплаты, и дистанционном выборе способа доставки.

А в ближайшем будущем проведем пилотный проект по проактивному назначению страховых и социальных пенсий по инвалидности, а также ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам и детям-инвалидам, который позже будет распространен на все субъекты РФ.

- Как вы относитесь к тому, что сейчас все государственные структуры переводят свои услуги в электронный вид?

- На самом деле это современная тенденция, которая развивается из-за растущего спроса со стороны населения. Мы видим, что количество населения, которое общается с нами дистанционно, растет ежегодно в 1,5–2 раза. В связи с этим мы также наращиваем электронные сервисы. Сегодня порядка 26 электронных сервисов ПФР переведены в цифровой формат. Более 70% заявлений на оказание услуг мы получаем в электронном виде, включая назначение пенсии и материнский капитал. Это направление, на наш взгляд, будет только расти

Если посчитать все электронные обращения за услугами ПФР, которые поступили по разным информационным каналам, то в прошлом году это было порядка 80 млн., а за первый квартал этого года — 25 млн.

- На Форуме социальных инноваций регионов, который проходил в Москве с 19 по 21 июня, было подписано двустороннее соглашение между Пенсионным фондом России и компанией Х5 Retail Group. В чем суть этого соглашения?

- В этом году мы занимаемся исполнением законодательства о совершенствовании пенсионной системы и у нас появилась новая категория льготников — это граждане предпенсионного возраста. X5 Retail Group выступила с предложением, чтобы в магазинах сети давали льготы для граждан предпенсионного возраста. Но для этого надо подтверждать их статус, а это может сделать только Пенсионный фонд. У нас внутри системы генерируется реестр предпенсионеров. Эту информацию мы передаем налоговой службе, поскольку они предоставляют налоговые льготы, и субъектам РФ, которые предоставляют льготы по проезду на общественном транспорте, оплате коммунальных услуг, на покупку лекарственных препаратов.

Через личный кабинет ПФР мы можем дать такую информацию и самому гражданину в виде электронного документа, который он может распечатать самостоятельно, либо — о чем идет речь в данном соглашении — подтвердить его статус через специально сгенерированный QR-код в мобильном приложении ПФР. Предъявив смартфон с QR-кодом на кассе магазина сети, можно получить скидку на покупку.

Еще одно соглашение в рамках форума было подписано с РЖД по льготному проезду. Мы сейчас проводим пилотный проект на основе технологии блокчейн. Там три участника — это РЖД, Пенсионный фонд и Минтруд. В реальном времени при продаже льготного билета РЖД формирует реестр лиц, которые воспользовались льготным проездом. Мы подтверждаем статус гражданина как человека, имеющего право на льготный проезд, а Минтруд производит оплату проезда. Благодаря нашему соглашению процедура покупки билетов для льготников будет упрощена. Используя сведения ПФР, система будет сразу же получать информацию, обладает ли покупатель правом на льготный проезд, и предоставлять билеты. В этом году планируем закончить пилотный проект с Северо-Западной пригородной пассажирской компанией, и со следующего года на всех направлениях РЖД будет доступна покупка льготных билетов.

- Антон Викторович, как вы считаете, важно ли проводить подобные форумы?

- Безусловно, потому что тут на одной площадке можно видеть последние тенденции и достижения в социальной сфере. Поэтому в этом году особенность форума в том, что он проходит на новом технологическом уровне. И занятость, и образование, и здравоохранение, и социальная сфера используют много современных подходов, которые позволяют видеть перспективу нашей социальной сферы. Вообще, лейтмотив этого форума в том, что инвестиции в человека — это инвестиции в рост экономики, инвестиции в будущее, и они гораздо эффективнее всех других инвестиций.

- Внедряет ли Пенсионный фонд в своей работе искусственный интеллект?

- Да, мы внедряем искусственный интеллект по двум направлениям: это обработка обращений граждан в виде чат-бота и вторая тема — это оценка пенсионных прав и выбор наиболее оптимального варианта начисления пенсии.

С точки зрения обращений граждан тут все понятно — чат-бот разгрузит операторов и на типовые вопросы даст типовые ответы. А вот с точки зрения пенсионных прав искусственный интеллект даст нам дополнительную гибкость. Дело в том, что пенсионное законодательство непростое, в нем сложно разобраться и оценка прав зачастую требует специальных знаний. Искусственный интеллект может быстро адаптироваться к изменениям в пенсионном законодательстве и более эффективно будет применять его на практике. Планируется, что это будет ядром нашей новой информационной системы, которая будет заниматься назначением пенсии.

У нас сейчас идет пилотный проект в Бурятии, который стартовал осенью прошлого года. Мы использовали опытный прототип, а в следующем году хотим перейти к эксплуатации в отдельных регионах.

- Антон Викторович, вице-премьер Татьяна Голикова на итоговой коллегии Минтруда обратила внимание на жалобы граждан как раз по поводу начисления пенсий. Планируется ли что-то поменять в этом отношении?

- Доля таких людей, которые жалуются именно на ошибки при начислении, составляет от 1,5 до 2%. Мы внутри системы используем все фильтры для того, чтобы увеличить пенсию. Как правило, такие истории случаются, если человек не принес какие-то советские документы. Мы со своей стороны применяем дополнительные алгоритмы, которые позволяют нам самостоятельно работать с Росархивом и более активно помогать им в восстановлении документов, даже посылать запросы в другие страны, если человек прибыл к нам из другой страны и в этом есть необходимость.

Второй момент — мы обобщили судебную практику и подготовили предложение в Минтруд, чтобы изменить законодательство и чтобы судебная практика стала нормой закона. В основном все обращения в суд, которые мы проигрываем, связаны с признанием льготного стажа различных категорий граждан. В законодательстве есть много норм, что этот стаж можно было бы не учитывать, например, если человек работал неполный рабочий день или в ходе льготной работы имел периоды учебы или переподготовки, которые сейчас в льготный стаж не включаются. Изменения законодательства нацелены на то, чтобы человек не обращался в суд, а норма закона уже давала нам возможность применять это решение на основе закона.

- Антон Викторович, может ли повышение предельной базы для начисления страховых взносов существенно увеличить размер пенсии?

- Предельная база в течение последних семи лет растет темпами выше инфляции. Если мы существенно ее увеличим, то потом должны будем выплачивать пенсию тем, кто получал высокую заработную плату. А поскольку система солидарная, то произойдет большое перераспределение в сторону богатых, и это отразится на всех. Сейчас облагаемая база составляет 1,150 млн. рублей. Предельная величина базы взносов устанавливается с применением к размеру средней заработной платы повышающего коэффициента в этом году 2,1, в 2020 году будет 2,2, в 2021 году — 2,3 от средней зарплаты по стране.

Беседовала Татьяна Степанова.


Ньюсмейкер: Отделение Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области — 812 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:

Группа: Пенсионный фонд России (2123)

Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос